музей А.С. Попова

Центральный музей связи имени А.С. Попова, основанный в 1872 году, — один из старейших научно-технических музеев мира. 

Уникальную коллекцию музея, посвященную истории развития средств связи, составляют экспонаты по истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения, мобильной, космической и спутниковой связи. В состав музейных фондов входит бесценная для всех филателистов мира Государственная коллекция знаков почтовой оплаты России. Среди музейных экспонатов можно увидеть, например, старинные подорожные грамоты, царские указы, первый радиоприемник А.С. Попова, первый гражданский спутник связи «Луч-15». 

Музей предлагает следующие тематические экскурсии: 

«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ» - для детей 11 – 14 лет 
Юные посетители, активно участвуя в процессе, познакомятся с морскими, световыми, воздушными и радиоволнами и применением их в мире связи, а также со шкалой электромагнитных волн. Путешествуя «по морям, по волнам», они узнают, что такое «почта Нептуна», как и где рождается звук, почему мы его слышим; откроют для себя мир беспроводной связи, попробуют передать по радиоволне сообщение, найдут общее между мобильными телефонами и пчёлами. 
Программа состоит из экскурсии-путешествия и демонстрации интерактивных экспонатов, при помощи которых в наглядной игровой форме демонстрируются физические законы. Например, дети узнают, как можно получить электричество при помощи керосиновой лампы или трения, или даже велосипеда. 
Группы не более 25 человек. 
Продолжительность – 1,5 часа. 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПИСЬМА» – для детей 5 – 7 лет. 

Музейно-педагогическое занятие для дошкольников состоит из двух частей: интерактивной экскурсии по экспозиции «История почтовой связи» и творческого мастер-класса. 
В ходе занятия дети познакомятся с Петей Лампочкиным — игровым персонажем, который поможет им больше узнать о современной почтовой связи и о культуре почтовой коммуникации, объяснит, что такое почтовый конверт, почтовая марка, почтовый транспорт, кто и как доставляет письмо, как выглядит современный почтальон и т.д. 
Живая непринужденная форма общения, игры и загадки, интерактивные экспонаты и подлинные исторические предметы оставляют незабываемые впечатления и способствуют воспитанию музейной культуры у детей дошкольного возраста. 
Группы не более 15 человек. 
Продолжительность – 1 час 15 минут. 

«ТАЙНА ПОЧТОВОГО ЯЩИКА» – для детей 7 – 11 лет 
На интерактивной экскурсии ребята узнают, как люди передавали сообщения в разные времена, познакомятся с обязанностями почтальона и узнают, почему эта профессия была опасной, увидят макеты почтового транспорта, отправят письмо по пневмопочте и самостоятельно сделают перфорацию на сувенирной закладке. 
Педагоги расскажут маленьким экскурсантам о появлении почтовых ящиков, изобретении почтовой марки и познакомят с музейной коллекцией марок. 
Во время творческого мастер-класса дети попробуют себя в роли художников-графиков и создадут свой авторский эскиз почтовой марки. 
Группы не более 25 человек. 
Продолжительность – 1,5 часа. 

«ТЕЛЕГРАФ: ОТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ» - для детей 10 лет и старше 
Кто изобрел самый первый телеграфный аппарат? Кому посчастливилось пользоваться этим изобретением? Как одна телеграмма может послужить поводом к войне? Все эти интересные исторические обстоятельства создания и использования телеграфа раскрываются в ходе музейного урока. Занятие позволяет познакомиться с тем, как телеграфная связь действовала в Российской Империи. Сейчас мы практически не пользуемся телеграфом, а когда-то это изобретение перевернуло мир и стало играть огромную роль не только в жизни обычных людей, но и целых государств. Вы увидите, какие модели телеграфных аппаратов устанавливались на железной дороге, и какими пользовались во время войн. 
Актуальная и необычная форма музейного урока дает возможность разнообразить музейное занятие обсуждениями и интерактивными заданиями. Например, Вы попробуете расшифровать послание, оставленное в экспозиции музея, с помощью азбуки Морзе. 
Группы не более 15 человек. 
Продолжительность – 1 час 15 минут. 

«НЕ СЛУШАЙТЕ РТОМ, НЕ ГОВОРИТЕ УХОМ» – для детей 10 – 13 лет 
Первые телефонные аппараты были очень несовершенны, поэтому разговаривая по телефону, надо было поочередно прикладывать телефонную трубку то ко рту, то к уху. Рядом висела инструкция: «Не слушайте ртом и не говорите ухом». Эта фраза стала названием интерактивного музейного занятия для школьников, посвященного истории телефона — самого распространенного и доступного средства связи в наше время. 
В доступной и занимательной форме дети познакомятся с физической природой звука, узнают о том, какие способы передачи звука существовали до изобретения телефона, о предшественниках и прототипах телефонного аппарата, о том, как он использовался, изменялся, совершенствовался и, в конце концов, стал мобильным. 
Группы не более 15 человек. 
Продолжительность – 1,5 часа. 

«ТЕЛЕФОННЫЕ ИСТОРИИ» – для детей 13 – 15 лет 
В наши дни невозможно представить жизнь без телефона: он постоянно под рукой и выполняет множество функций. Созданный свыше ста лет назад, первый телефонный аппарат позволял лишь переговариваться на небольшом расстоянии. 
Побывав на интерактивной экскурсии, участники узнают, как был создан самый первый телефон, какую фразу впервые удалось услышать по телефонному аппарату, почему изобретателей телефона было несколько, кто в России первым установил телефонный аппарат, а также услышат и обсудят другие увлекательные «телефонные истории». 
В ходе экскурсии участникам предстоит познакомиться с физическими явлениями, касающимися электричества и звука, с обстоятельствами внедрения телефонной связи, представить себя в роли телефонистки и увидеть устройство телефонных станций. Участников программы ждут интересные творческие задания, помогающие лучше понять и запомнить подробности необычных «телефонных историй». 
Группы не более 15 человек. 
Продолжительность – 1 час 15 минут. 

«ПОЙМАЙ ВОЛНУ. ИСТОРИЯ РАДИОСВЯЗИ» – для школьников 8 - 11 класс. 
Участники узнают, как было изобретено самое быстрое средство связи — радио; кто сделал первые шаги в исследовании и использовании радиоволн; как возникли радиовещание, телевидение и мобильная связь. В ходе экскурсии можно увидеть подлинные приборы, которыми пользовался изобретатель радио А. С. Попов, созданный им первый радиоприемник, а также фонограф, магнитофоны, телевизоры, мобильники и разнообразные интерактивные экспонаты, раскрывающие физические основы радиосвязи. 
Группы не более 15 человек. 
Продолжительность –1 час 15 минут 

«ПОДВИГ СВЯЗИСТОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» 
– для детей 10-15 лет. 

Когда люди говорят о Великой Отечественной войне, в первую очередь вспоминают героизм разведчиков, летчиков, моряков, зачастую упуская из виду подвиг связистов, чья профессиональная деятельность непосвященным кажется малозаметной. Мы вместе с ребятами вспоминаем о почтальонах, радистах, телефонистах, работниках радио — связистах, благодаря которым в экстремальных условиях осуществлялась бесперебойная оперативная связь между фронтом и тылом, об их героической работе во время войны. 
Группы не более 15 человек. 
Продолжительность – 1 час.